МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЕЛИЗАВЕТОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«Утверждаю» Директор школы _______________Н.С.Дудченко
Приказ от 29.08.13 №44
Принято Педагогическим советом школы «_29» августа_2013 г. протокол №1
Согласовано с Управляющим советом МКОУ Елизаветовская СОШ протокол №12 от 27.08.13 г. Согласовано с МОО
Программа развития школы на 2013 - 2016 годы «"РОСТ" (развитие, образование, становление, творчество)»
СОДЕРЖАНИЕ.
1. Аналитическое обоснование программы
2.
Основная идея инновационного развития
3.
Концептуальный проект развития школы.
4. Стратегический план реализации
5.Цели,
задачи и основное содержание деятельности по развитию школы
6.Мониторинг
реализации программы
7.Ресурсы, необходимые для реализации программы
8.Управление программой развития.
9. Ожидаемые результаты реализации программы.
Основная идея инновационного развития
Развитие – это изменение. Достижение
поставленных целей возможно при
следующих изменениях.
Изменения
в подходах к содержанию образования:
-
установка «что знать» меняется на
установку «как узнать»;
-
отношения субъект – объектные меняются на
субъект – субъектные;
-
предметно - знаниевая парадигма обучения
заменяется развивающей.
-
организация учебно-познавательной деятельности
ориентируется не только на процесс или только на результат, а на
результат через эффективный процесс.
Изменения
в методах и технологиях обучения предполагают: - замену монологических методов предъявления
учебной информации (фронтальное обучение)
диалоговыми формами общения педагогов с учениками и обучающихся между собой;
Учитель – помощник, консультант.
-
замена репродуктивной деятельности на продуктивную, творческую, предполагающую возможность выбора способов действий.
Использование форм организации деятельности,
формирующих умения искать проблемы, изучая нужды и потребности людей, из
нескольких вариантов находить оптимальный;
создание условий для приобретения опыта
деятельности в различных условиях,
формирования практик путем
включения обучающихся в различные процессы и в проживание различных социальных
ролей;
- приоритет
самостоятельной групповой деятельности
обучающихся, использование в образовательном процессе активных форм
обучения, обеспечивающих максимальную включенность (коллективные и групповые
учебные занятия, рефлексия собственной
деятельности) обучающихся в процесс познания;
-
приоритет не содержанию, а методам обучения, использование современных проектно-исследовательских
технологий, развивающих такие методы мышления, которые обеспечивают не только
знание и развитие способности к исследованию, но и умение проектировать нестандартные решения,
преобразовывать сложившиеся жизненные ситуации.
Изменения
в организации внеурочной деятельности:
-
структура и содержание образовательной
среды меняются в сторону
индивидуализации образования детей с разными образовательными возможностями,
способствующей раскрытию их творческого потенциала и позволяющей осуществлять
успешную подготовку детей к активному и эффективному участию в общественной и
профессиональной жизни через развитие системы дополнительного образования; - изменение методов работы с талантливыми детьми,
организация проектно-исследовательской деятельности во внеурочное
время;
-
совершенствование воспитательной работы классных руководителей через использование
метода проектов, внедрение социальных практик в воспитательный процесс;
-
создание системы дополнительного образования в школе за счет развития внешних связей (сотрудничество по
направлениям, место ОУ в образовательном
пространстве района).
Изменения
в управлении - переход от вертикального функционального
управления на многомерное проектное
управление; - повышение
активности и самостоятельности ученического, родительского и общественного
управления за счет расширения их
полномочий;
-
переосмысление критериев и показателей качества
образования на всех уровнях (ученик, учитель, классный руководитель,
коллектив, группа, школа, управление); - разработка системы мониторинга
на основе определения четких параметров и показателей,
использования электронных баз данных;
-
создание творческих временных смешанных коллективов для проектирования и
организации деятельности школьного коллектива;
-
развитие информационной культуры педагогов.
Изменение
условий
1.
Развитие школьной инфраструктуры в направлении улучшения
материально-технической базы предполагает обновление множительной и компьютерной техники.
2. В методическом обеспечении образовательного
процесса предстоит сформировать методические
комплексы для перехода на новые стандарты ООО, обучить педагогов современным
технологиям организации процесса обучения, оценки, целеполагания, использования
групповых и индивидуальных способов работы по саморазвитию.
3.
Нормативно-правовое обеспечение предполагает разработку новых локальных актов,
нормирующих деятельность органов самоуправления, детских объединений, учителей
в условиях перехода на новые стандарты.
Концептуальный проект развития
школы.
Миссия школы:
Миссией
первой ступени
является создание развивающей среды для
осознания ребенком себя как целостной личности и субъекта собственного
развития.
Миссией
второй ступени
школы (основная школа) является создание условий для самоопределения подростка.
Для реализации этих целей выстроена система предпрофильной подготовки,
учитывающая индивидуальные образовательные запросы и склонности школьников.
Миссия третьей ступени – обеспечение высокого уровня
образования по профильным и основным базовым предметам через выстраивание
образовательного пространства на основе учета способностей, возможностей,
интересов, жизненных планов учащихся.
Основным условием успешности развития школы является сочетание высокого
педагогического профессионализма учителей и внутренней учебной мотивации
школьников. первое обеспечивается за счет построения гуманистической,
технологической, научной системы развития педагогического коллектива. Второе –
за счет ориентации во взаимодействии с учениками на развитие их познавательного
интереса, общеучебных и предметных умений, эмоциональной привлекательности
процесса обучения.
Школа ориентирована на реализацию
системно-деятельностного подхода, который предполагает переход переход от школы
«запоминания» к школе «думания». Школьники должны приобрести не просто знания,
а научиться учиться. Это предполагает:
-развитие у них в ходе образовательного процесса
способности пользоваться уже существующими знаниями;
-формирование у школьников универсальных учебных
действий;
- освоение в ходе образовательного процесса
обобщенных способов действий.
Организационно-педагогические
принципы работы школы: ·
Принцип роста самостоятельности образовательной
деятельности обучающихся и их ответственности за получаемые промежуточные и
итоговые результаты на всех ступенях обучения.
·
Принцип расширения образовательного пространства
учеников на основе учета их способностей, интересов и склонностей. ·
Принцип комплексного сопровождения ученика и
педагога.
·
Принцип минимизации объема репродуктивных заданий в
учебном процессе. ·
Принцип максимальной эффективности взаимодействия
обучающегося и педагога на уроке.
Педагогические технологии, реализуемые в школе:
·
Технология развивающего и проблемного обучения.
·
Технология развития критического мышления. ·
Технология разноуровнего обучения.
·
Технология учебного проектирования.
·
ИКТ на всех ступенях обучения. ·
Технология «Годового круга традиций и праздников», реализуемая
педагогами воспитательной службы.
Прогнозируемый результат деятельности педагогического коллектива –
создание наиболее благоприятных, психологически комфортных, педагогически
оправданных условий получения полного среднего образования.
Стратегический план реализации программы
I. На этапе диагностико - проектирующем (2012 – 2013 учебный год) выявлены
и сформулированы перспективные направления развития школы и моделирование её
нового качественного состояния в условиях модернизации образования и реализации национальной образовательной
инициативы «Наша новая школа».
Изучена микросреда школы, потребности
обучающихся и ожидания их родителей. Проанализировано состояние
образовательного процесса, выявлены
противоречия в содержании и организации с учетом установленных
потребностей обучающихся, их родителей и педагогов.
Результатом
данного этапа стал проект программы развития школы, которая была принята
педагогическим советом.
II.
Основной этап
(2013 - 2016 учебный год)
III.
Обобщающий (2015 – 2016 учебный год ) - анализ
достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития школы,
фиксация созданных положительных образовательных практик и их закрепление в
локальных нормативных актах школы.
Цели, задачи и основное содержание деятельности по
развитию школы
Цель
1. Обновление содержания школьного образования:
Задачи:
·
Переход на новые образовательные стандарты:
- Подготовка учителей основной школы к освоению и внедрению стандартов
нового поколения через систему обучающих семинаров, проектную деятельность в
составе творческих групп.
- Внедрение в практику обучения технологий:
моделирования, проектирования, целеопределения, самооценки, прогнозирования,
системного анализа и других развивающих технологий обучения.
·
Развитие
школьной инфраструктуры в соответствии с требованиями ФГОС;
·
Реализация
системно-деятельностного подход;
·
Индивидуализация;
·
Использование
проектных, исследовательских форм;
·
Рост
значения внеаудиторной занятости учащихся;
·
Адекватные
инструменты оценки достижений.
Цель 2. Развитие
системы поддержки талантливых детей. Задачи и основное содержание деятельности:
- Разработка
системы практик, обеспечивающих
социокультурную адаптацию школьников.
- Создание
системы проектно-исследовательской
деятельности
- Разработка
системы диагностики одаренных детей, информационно-методического и программного
обеспечения, кадровых условий для работы с одаренными детьми.
- Создание системы дополнительного образования
путем использования потенциала социума.
·
Расширение
системы олимпиад и конкурсов школьников;
·
Развитие
дополнительного образования;
·
Развитие
системы ученических конференций и семинаров;
·
Дистанционное
обучение для школьников, позволяющее
независимо от места проживания осваивать программы по самым различным
направлениям;
·
Отработка
механизмов учета индивидуальных достижений обучающихся (ученическое портфолио).
Цель 3. Совершенствование профессионального мастерства педагогов.
Задачи и основное содержание деятельности:
-
Выявление реального уровня компетентности педагогического работника, руководителя.
-
Реализация личностно-ориентированной модели оценки, расширение мотивационной
сферы деятельности через проектирования личностных достижений педагогов.
- Системно – целевая организация подготовки
педагогических советов и семинаров-практикумов
по освоению современных технологий обучения.
·
Система
моральных и материальных стимулов для сохранения в школе лучших педагогов и
постоянного повышения их квалификации;
·
Модернизация
повышения квалификации;
·
Развитие
сетевого взаимодействия учителей;
·
Модернизация
системы педагогического образования (возрастание роли ИКТ – подготовки);
·
Новая
система аттестации педагогических и управленческих (включая новые квалификационные
требования и квалификационные характеристики учителей).
Цель
4.
Изменение школьной инфраструктуры, создание адаптивной среды
образования, условий для социокультурной адаптации обучающихся. Задачи и основное содержание деятельности:
-
Приведение инфраструктуры школы в соответствие с существующими нормами СанПиНа,
требованиями пожарной и технической безопасности
-
Внедрение информационных (технологий визуализации данных для их последующего анализа),
коммуникационных, интерактивных, аудиовизуальных технологий
-
Организация и расширение базы внеаудиторной занятости учащихся на основе
проектной деятельности.
·
Расширение
финансово-хозяйственной самостоятельности школы;
·
Развитие
деятельности школьных советов, обеспечивающих заинтересованное участие родителей
и местного сообщества в управлении школой;
·
Развитие
взаимодействия школы с организациями всей социальной сферы.
Цель 5. Сохранение и укрепление здоровья
школьников. Задачи и основное содержание деятельности:
-
Совершенствование материально-технической базы с целью сохранения здоровья
субъектов образовательного процесса;
-
Продолжение формирования активной позиции всех субъектов образовательного
процесса в вопросе сохранения и укрепления собственного здоровья.
- Разработка системы взаимодействия педагогов,
медицинских работников для повышения уровня физического и психического уровня
воспитанников и учащихся.
-
Привлечение Совета Школы, родительской общественности к сотрудничеству в формировании
здорового образа жизни подрастающего поколения.
- Активизация межведомственных связей (МУЗ) с
целью расширения возможностей реабилитации здоровья воспитанников, учащихся и
педагогов.
·
Улучшение
санитарно-эпидемиологических условий в школе;
·
Качественная
организация сбалансированного горячего питания, медицинского обслуживания и
спортивных занятий школьников;
·
Новые
технологии и методики здоровьесберегающего обучения, обеспечивающие формирование
заинтересованного отношения к собственному здоровью, здорового образа жизни
всех участников образовательного процесс;
·
Переход
от одинаковых для всех требований к состоянию здоровья и одинаковых для всех
обязательных занятий к индивидуальному мониторингу и программам развития
здоровья школьников;
·
Общее
снижение аудиторной нагрузки в форме классических учебных занятий.
Цель 6. Реорганизация системы управления школой. Задачи и основное содержание деятельности:
-
Постепенное изменение системы управления на основе проектной практики и
создания системы объективной и надежной оценки.
Мониторинг реализации программы.
-
Привлечение общественности к оценке качества образования, принятию
стратегических решений, информирование различных пользователей о результатах
образовательной деятельности школы.
-
Разработка новых локальных актов, нормирующих деятельность органов самоуправления,
детских объединений, учителей в условиях перехода на новые стандарты. Внесение
необходимых изменений в Устав школы.
Цель 7. Распространение
инновационного опыта во внешнюю образовательную среду, в т.ч. внутри сети
учреждений образовательного округа.
Задачи и основное содержание деятельности:
-
создание на базе школы муниципальных проблемных групп;
-
участие педагогов школы в работе муниципальных проблемных групп;
-
участие педагогов в профессиональных конкурсах, семинарах, конференциях (в том
числе дистанционных) различного уровня;
-
обобщение и распространение передового педагогического опыта через публикации,
авторские разработки.
Цель 8.
Совершенствование системы
общественно-государственного управления.
Задачи и основное содержание деятельности:
- Совместная работа директора школы и общественного
управляющего над проектом по улучшению работы школы.
- Поиск источников дополнительного финансирования.
-
Развитие органов государственно-общественного управления
-
Совершенствование форм публичной отчетности государственно-общественного управления
- Реализация
модели оценки качества работы ОУ по социализации личности
- Разработка и
реализация модели государственно-общественной оценки деятельности государственно-общественного
управления
.